Бесплатные курсы для программистов?
Недавно я забрел на http://www.vdiweb.com/job/courses.asp и прочитал о БЕСПЛАТНЫХ двухмесячных курсах для программистов на Java и VC++ MFC и подумал, что если бы я прочил себе карьеру программиста, то не раздумывая отправил бы туда свое резюме.
По условиям курсов, слушателям предоставляется документация, задания, компьютер для выполнения и время - четыре-пять дней в неделю по восемь часов в день в течение двух месяцев. Уж больно хорошо, чтобы быть правдой. У меня закралась мысль, уж не надувательство ли, и что получают в итоге организаторы курсов. Ведь бесплатно ничего не делается, если не деньги за курсы, то что?
Разъяснения по этому вопросу дал вице-президент по разработке компании Vested Development Inc. Анатолий Гавердовский, при этой компании и были, собственно, организованы данные курсы. По словам Анатолия Сергеевича, действительно, программисты ничего не платят за курсы, но и задания, которые они делают, не являются частью проектов. Это учебные задания, выполнение которых необходимо для обучения кандидатов, и компания не зарабатывает на полученных программах.
Здесь необходимо сделать небольшое отступление, для того чтобы понять, чем занимается компания VDI. Анатолий Гавердовский - специалист по электронному документообороту, в середине 90-х - вице президент компании Весть, теперь возглавляет VDI. Благодаря, в том числе, и его организаторским и интеллектуальным способностям, из небольшой фирмы в 10 человек VDI превратилась в компанию со штатом более 200 сотрудников и занимает значительную часть рынка оффшорного программирования, т.е. разработки программ для зарубежных заказчиков. Отсюда и высокие требования в кандидатам при приме на работу в компанию.
Раньше VDI набирала программистов традиционным путем: после собеседования и испытательного срока. Однако в последние годы сложилась критическая ситуация. Программистов с необходимым уровнем подготовки найти стало практически невозможно.
Было принято решение организовать при компании собственный учебный центр, который имеет целью готовить высококвалифицированные кадры программистов и тестеров. Причем основной идеей было не непосредственная подготовка (лекции), а предоставление кандидату условий для самостоятельного повышения квалификации. Те кандидаты, которые успешно проходили обучение, зачислялись в штат компании. Вот как это отражается в правилах обучения на курсах:
"На все время занятий учащимся будет предоставлена учебная документация и компьютер со всем необходимым программным обеспечением. Вся учебная документация будет представлена исключительно на английском языке. Во время практических занятий учащиеся самостоятельно изучают и решают задачи, описанные в документации. Никаких лекций по изучаемым технологиям курсы включать не будут - только самостоятельное обучение и практические занятия."
Таким образом, для успешного выполнения заданий необходимо знание английского языка и программирования в определенных пределах, что уже при поступлении на курсы выяляется при помощи "домашнего задания" эдакого вступительного экзамена. Вот что по этому поводу говорят правила курсов:
"Для поступления на курсы кандидат должен прислать свои резюме по e-mail в формате RTF по адресу training@moscow.vestedev.com с subject student. В ответ он получает анкету, которую следует заполнить и прислать по тому же адресу. После получения и рассмотрения этих документов кандидат может получить приглашение на собеседование. На собеседование желательно принести примеры исходных текстов программ, разработанных кандидатом. На собеседовании кандидату будет выдаваться тестовое задание, которое необходимо решить за определенное время. Задания будут выдаваться кандидату на дом. По результатам выполнения задания кандидат получит уведомление о зачислении его на курсы. Время такого уведомления будет уточнено на собеседовании."
Я разговаривал с директором учебного центра Андреем Спириным, и по его словам, для многих кандидатов тестовое задание уже является непреодолимым барьером. Многие не могут за 2-4 дня (которые даются на выполнение) на основе шаблонов MFC написать, например, простой графический редактор с возможностями Drag and Drop. А что говорить о последующих заданиях (обычно их около шести), в которых используются технологии COM, DCOM, ATL, ActiveX.
Конечно, главной целью курсов является все-таки обучение, и если кандидат может работать самостоятельно, но при выполнении определенных заданий у него возникли трудности, то ему помогают, но главное - это уметь искать информацию не только в документации, но и в Internet. Нужно сказать, что выходом в Сеть оборудованы все компьютеры учебного класса. Поэтому задания часто построены так, что одной документации мало, необходимо еще и комплексное мышление и навыки поиска в Сети.
Еще одна выдержка из правил обучения на курсах:
"После изучения определенных тем учащиеся будут выполнять практические тестовые задания по пройденному материалу. Тестовые задания должны быть выполнены за отведенное на них время. Качество и срок его выполнения являются оценкой уровня успеваемости учащегося. По результатам выполнения каждого тестового задания будет приниматься решение о целесообразности дальнейшего обучения или отчислении учащегося."Проверку полученного результата на соответствие спецификациям осуществляют программисты компании. По результатам проверки выставляется две оценки: одна за правильность реализации функциональности, а другая - за соответствие полученного кода определенным требованиям. Нужно отметить, что в компании существует множество многостраничных документов, регламентирующих используемые соглашения об именах, написание классов, функций, шаблонов и т.д. Именно благодаря этому работу компании можно назвать фабрикой, где все работы регламентированы спецификациями. И уже на курсах будущих программистов компании приучают к выполнению данных требований.
Мне была предоставлена интересная статистика по курсам (на начало августа 2001 года). За все время их существования в нынешнем виде, а это уже больше года, заявления о приеме на курсы подали 740 кандидатов из них только 230 успешно прошли собеседование и только 35 были приняты на курсы по итогам тестового задания. Причем 10 человек были отчислены с курсов. Причины отчисления различны. Одних не устраивал жесткий рабочий график. Все-таки необходимо работать по восемь часов, приходить и уходить в определенное время. Другие просто не справлялись с заданиями в отведенное время. По словам Андрея Спирина, на собственно выполнение двухмесячного задания у кандидатов уходит около полутора месяцев, а полмесяца идет на непосредственное изучение документации, и если кандидат не может самостоятельно работать с документацией, то он просто не уложится в срок.
По тестерам статистика более скромная. Из 240 подавших заявления прошли собеседование 104, 19 человек были приняты на курсы, и только 3 отчислены.
Однако наряду с достоинствами этих курсов, у них есть и недостатки. Например, они не учат работе в команде, и успешно прошедшие их кандидаты, которые овладели инструментом в необходимых пределах, могут не прижиться в коллективе, ведь курсы учат индивидуальной, а не командной работе, но несмотря на это, программисту стоит попробовать пройти их. Конечно, трудно на два месяца погрузиться в учебу, но уровень приобретаемый впоспедствии, как мне кажется, стоит того.
Вот мы и подошли к ответу на вопрос: "что получают организаторы курсов?". Ответ оказался простым. Курсы бесплатны потому, что хороший программист, обученный на них, принесет компании больше денег, чем в случае, если бы он платил за обучение. Компания зарабатывает на программных проектах, а не на обучении, и я считаю, что организация такого "сита" для программистов с последующим обучением прошедших - это хорошо продуманные, перспективные инвестиции.
И в заключение маленький совет программистам. Набор на курсы происходит раз в несколько месяцев, ограничений по возрасту нет, поэтому не торопитесь слать заявление, хорошо изучите основы, создавайте законченные приложения, ознакомьтесь с современными технологиями, попробуйте создать различные элементы COM,DCOM,ActiveX, пока у вас нет цейтнота времени. Это поможет вам в дальнейшем при прохождении первого тестового задания
На главную Назад